С целью определить актуальные тенденции в сфере ИТ мы провели ряд интервью с представителями ИТ-компаний — резидентов белорусского Парка высоких технологий. Сегодня наш собеседник — Алексей Сикорский, руководитель регионального офиса разработки компании «Яндекс».

— Какой тренд развития ИТ вы готовы выделить особо? Почему?

— В мире всё больше устройств, которые получают информацию от различных датчиков. Эти устройства становятся все сложнее, технологичнее, но при этом удобнее и дешевле, поэтому ими пользуются всё больше людей. В итоге накапливается огромное количество самой разнообразной информации, которую можно анализировать, а полученные результаты использовать в работе. К примеру, сегодня большинство приложений для смартфонов накапливают деперсонализированные данные о совершаемых пользователями действиях – эту информацию потом можно анализировать и использовать в работе. Например, именно так работают Пробки на Яндекс.Картах – на основе собранных данных от тысяч автолюбителей. Но для того, чтобы обрабатывать эту информацию, нужны достаточно сложные интеллектуальные алгоритмы, технологии работы с большими данными.

— Для вашей компании, в силу ее специфики, работа с большими данными, безусловно, очень перспективна. Но могут ли от этих технологий уже сегодня оперативно получить отдачу другие компании?

— Сегодня огромное количество данных есть практически во всех отраслях – от финансовой до здравоохранения. Существующие объёмы информации можно уже сейчас анализировать и предсказывать будущие действия пользователей. Представляете, насколько это ценно для любого вида бизнеса – от мобильных операторов до банков? Благодаря математике они могут вовремя предложить клиенту нужную услугу в тот момент, когда клиент о ней только задумался. То же самое касается, например, и коммунальных предприятий, которые могут анализировать данные о потреблении воды и предсказывать, каким будет спрос в будущем.

— Насколько стандартизированной становится работа с Big Data?

— По мере того, как всё больше людей занимается большими данными, формируются определенные общие подходы. На рынке уже есть много ИТ-решений, в том числе в сегменте open source, которые по умолчанию поддерживают принципы высокой масштабируемости. Появляются определенные каноны обработки данных. Изо дня в день появляются всё новые «кирпичики», из которых разработчики могут строить свои «здания» обработки и анализа больших данных. В сфере работы с Big Data уже не нужно каждый раз «изобретать велосипед», работа становится всё проще.

— На каких сервисах и продуктах концентрируется ваша компания, что видится перспективным?

—Приоритетным для нас остаётся развитие поиска в Интернете, так как именно при помощи поисковых технологий генерируется большая часть доходов. Однако тут нужно отметить, что со временем заметно меняются потребности людей в поиске: раньше пользователи искали в сети документы и сайты, а сейчас для них актуальнее онлайн-поиск решения своей оффлайн-задачи.

Поэтому мы развиваем множество других направлений работы, готовых в этом помочь. К примеру, пользователи словарей ищут не сервис по переводу и, как правило, даже не перевод одного слова, а понимание содержания целого текста. Точно так же с поиском товаров, где, к примеру, пользователям актуальны текущие цены и подходящие магазины, а не просто список торговых точек.

— Технологии, которые при этом применяются, видоизменяются быстро?

— Да. Постоянно совершенствуются программная и аппаратная инфраструктуры компании, внедряем облачные подходы. Но для пользователя это всё происходит незаметно: он видит только расширение возможностей, которые ему предоставляет Яндекс.

Из актуальных технологических изменений я бы отметил активное развитие мобильного направления – всё больше пользователей приходят на Яндекс с помощью смартфона или планшета.

— Специалисты какого профиля наиболее востребованы «Яндексом» в Минске?

— В Яндексе нет жёсткого географического распределения работы – большинство сервисов создаются одновременно в офисах разных стран. Минский офис участвует в разработке Поиска и Карт, магазина мобильных приложений Яндекс.Store, Метро, Паспорта, Музыки и Метрики. Здесь также работают над Почтой и Браузером. Что касается региональных особенностей, то хотелось бы отметить, что у Беларуси ещё в советские времена сложилась хорошая фундаментальная математическая школа, и наши специалисты здесь традиционно сильны.