Обучение
- Подготовительные курсы
-
Программирование
- Промышленная разработка программного обеспечения на Java
- Промышленная разработка ПО на ASP.NET
- Разработка игр на Unity
- Курсы создания сайтов и Front-end разработки
- Разработка мобильных приложений под iOS
- Разработка мобильных приложений на Android
- Разработка веб-приложений на PHP
- Разработка веб-приложений на Python
- Разработка на C++
- Разработка игр на С++
- Разработка на Node.js
- Программирование на Go (Golang)
- Реляционные базы данных и SQL
- Веб-разработка на Ruby on Rails
- 1С программирование
- Наука о данных
- Тестирование ПО
- Гуманитарные и экономические дисциплины в IT
- Управление проектами и продуктами
- Бизнес- и системный анализ
- Веб-дизайн и компьютерная графика
- Системное и сетевое администрирование
- Информационная безопасность
- Маркетинг и продажи
- Английский язык для IT
- IT Bootcamp
- Fullstack
Обучение
- Программирование
- Промышленная разработка программного обеспечения на Java
- Промышленная разработка ПО на ASP.NET
- Разработка игр на Unity
- Курсы создания сайтов и Front-end разработки
- Разработка мобильных приложений под iOS
- Разработка мобильных приложений на Android
- Разработка веб-приложений на PHP
- Разработка веб-приложений на Python
- Разработка на C++
- Разработка игр на С++
- Разработка на Node.js
- Программирование на Go (Golang)
- Реляционные базы данных и SQL
- Веб-разработка на Ruby on Rails
- 1С программирование
- Тестирование ПО
- Ручное тестирование ПО
- Мобильное тестирование приложений
- Автоматизированное тестирование на Python
- Автоматизированное тестирование на Java
- Автоматизированное тестирование на JavaScript
- Автоматизированное тестирование на C#
- Тестирование безопасности
- Гуманитарные и экономические дисциплины в IT
- Technical writing
- IT HR
- PR в IT
- Управление финансами в IT
- Управление проектами и продуктами
- Project management
- Product management: Основы управления IT-продуктом
«Вход в IT — игра вдолгую. Здесь нельзя прийти и за полгода сделать головокружительную карьеру»
О том, не испугала ли ситуация с пандемией желающих «войти в айти», как коронавирус сказался на спросе на «джунов» в этой сфере, о преимуществах и недостатках дистанционного обучения, его эффективности, о спорах про нужность диплома о высшем образовании — разговор Office Life c Иваном Бодренковым, директором Образовательного центра программирования и высоких технологий.
— Иван, ситуация с пандемией изменила расписание занятий в вашем центре?
— Мы не прекращали занятий. Просто для всех, кто продолжает заниматься офлайн и работает в офисе, действует режим дополнительных профилактических мероприятий. Ситуация с пандемией никак не изменила нашу работу — за последние три месяца мы не закрыли ни одну программу. Единственное, резко возрос спрос на онлайн-формат. Например, в мае дистанционный формат обучения в нашем центре выбрало в два раза больше людей, чем очный. При этом общее количество желающих обучаться кардинально не изменилось. Незначительная просадка по набору слушателей в IT-Academy была, но она отражает не падение интереса к IT-курсам, а, скорее, массовую неопределенность и выжидательную позицию.
— Переход на дистанционный формат застал вас врасплох?
— Нет. С 2019 года мы планомерно двигались в сторону дистанционного обучения и активно прорабатывали такой формат, так что были готовы к этому. Но, учитывая, что сейчас для всех конкурентов эта опция must have, с точки зрения бизнеса мы потеряли часть конкурентного преимущества.
— Не думаете совсем отказаться от очного формата?
— Нет. Уверен, что очный формат не уйдет в прошлое. Наоборот, через некоторое время мы ожидаем всплеск интереса к нему.
— Знаю, что цена за очное и дистанционное обучение у вас одинаковая, хотя часто дистанционное обучение дешевле и это один из факторов выбора в его пользу.
— Это наша принципиальная позиция. Дистанционный формат никоим образом не уступает по качеству материала, программе, опциям для участников обучения. В обоих форматах мы даем качественные, востребованные знания и возможность получить сопровождение профессионалов. А с точки зрения интенсивности в дистанционном формате тренер порой работает даже больше.
— Обратная связь от слушателей о дистанционном формате, наверное, еще не очень релевантная. А что говорят преподаватели, как оценивают эффективность обучения?
— При дистанционном формате слушателям приходится много работать самостоятельно, но степень самостоятельности на разных программах отличается. Важно понимать разницу и отличать тот формат обучения, который представлен у нас, и формат дистанционных курсов таких образовательных гигантов, как Coursera, — например, когда слушатель получает контент для самостоятельного изучения и результат зависит только от его организованности и способности усвоить материал.
У нас независимо от формата обучения есть преподаватель, который постоянно на связи. Он ответит на все вопросы, проверит домашнее задание, разберет кейсы и в индивидуальном, и в групповом формате, даст вектор к изучению следующей темы, определит сильные и слабые стороны слушателя. Мы разработали отличные программы, но основная ценность обучения на наших курсах не столько в контенте, сколько в работе с преподавателем, который фактически является ментором для каждого студента. Мотивированным людям, тем, кто осознает, что любой кризис — это история проходящая и что сейчас отличное время, чтобы переосмыслить, кем быть, куда расти и в чем его сильные стороны, мы даем возможность реализовать себя в полной мере.
— Но, наверное, не все так радужно в дистанционном формате, есть и узкие места?
— В обучении онлайн слабее возможность социализации, коммуникации в группе. В аудитории можно обсудить что-то на занятии и во время перерыва пообщаться с одногруппниками. В удаленном формате элемент общения урезан: там больше работаешь в формате «слушатель — тренер», а с коллегами по группе общаешься меньше.
— Иван, люди приходят на IT-курсы в надежде, что вот сейчас они их оплатят, поднапрягутся, совмещая учебу и работу, и на выходе получат изменение в карьере, стартанут в IT, а тут... снижение спроса на новичков на рынке труда. Вы и в этой ситуации по-прежнему занимаетесь трудоустройством своих слушателей, успешно окончивших курсы?
— Да, и мы не откажемся от поддержки, не бросим слушателей в это сложное время. В текущем году мы запустили закрытый телеграм-канал для наших выпускников и студентов, на который сегодня подписано более 550 человек, проводим бесплатные тренинги по soft-скилам, организуем дополнительные вебинары. Мы привлекаем наших потенциальных работодателей, они делятся тем, что происходит в отрасли, подсказывают, как готовиться к техническому интервью, рассказывают, какие стандартные ошибки допускают на интервью «джуны» и как это можно исправить.
За счет таких внутренних мероприятий наша программа трудоустройства стала еще качественнее. Мы мониторим подобные предложения конкурентов и видим, что на данный момент в нашем центре наиболее полная поддержка слушателей на рынке. И фидбек, который мы получаем от слушателей, и статистика по трудоустройству подтверждают, что мы на правильном пути.
В абсолютных цифрах по трудоустроенным выпускникам, если сравнивать 5 месяцев 2020 года и такой же период 2019-го, мы приросли. В прошлом году за этот период 363 слушателя нашли работу, в нынешнем — более 400.
Да, в марте-апреле в LinkedIn вообще не было запросов «ищем «джунов». Все больше появлялось сообщений «крепкий „мидл“ ищет работу». Так что для компаний сейчас хорошее время решить свои кадровые задачи. Но, несмотря на то что количество запросов от компаний снижается, шок-реакция прошла, и восстановление позиций для «джунов» уже заметно. Руководители крупных IT-компаний, с которыми мы постоянно общаемся, прогнозируют, что после выхода из кризиса наступит фаза очень активного роста и спроса, в том числе и на «джунов». Вопрос, конечно, как сработают белорусские компании, их менеджмент, который отвечает за развитие, в условиях повышенной конкуренции с компаниями из других стран за новые проекты и рынки.
— Цифры по трудоустройству в Минске и регионах сравнимы?
— Здесь работает закон чисел. 90% отрасли сконцентрировано в Минске, соответственно, здесь больше рабочих мест, и 90% трудоустроенных слушателей приходится на Минск. Примерно по 2,5% трудоустройств приходится на Гродно, Брест и Гомель и около 1% — на Витебск и Могилев. В Гродно наша академия работает три года, в Гомеле — второй год, в Бресте — с начала 2020-го. Наиболее полную поддержку по трудоустройству мы оказываем в городах, где работают наши стационарные филиалы, где уже налажены контакты с руководителями и HR-менеджерами местных офисов IT-компаний. У нас есть слушатели из Могилева и Витебска, которые обучаются дистанционно. Их мы также не оставим без внимания, проконсультируем и предложим им вакансии из других регионов. И хотя в столице возможностей для трудоустройства больше, далеко не все стремятся переехать в Минск. Ребята из Бреста и Гродно абсолютно комфортно чувствуют себя в своем городе.
— Тем, кто делает первый шаг в IT-профессии, для резюме и интервью с потенциальным работодателем важно иметь не только полученные на курсах знания и навыки, вашу поддержку по трудоустройству, но и собственное портфолио. Вы не планируете стажировки слушателей в партнерских компаниях или их участие в бесплатных социальных проектах ради опыта?
— У нас есть проект IT Lab. Его работа на текущий момент приостановлена, но мы рассматриваем возможность перезапустить его с сентября. Со стажировками не все просто. Выпускники приходят на бесплатные стажировки за опытом, они мотивированы на программы стажировок, но в это время они фактически находятся в ожидании оффера. И если этот оффер они получают во время стажировки, то уходят из проекта, а команда и проект страдают.
— Коронавирус изменил требования к «джунам»?
— Принципиально нет. С прошлого года отчетливо заметны тренды: ужесточение требований к техническим скилам «джунов», к их soft-скилам и уровню владения английским языком. Многие компании именно soft-скилы ставят на первое место в числе приоритетных требований. При этом завышенных ожиданий к профессиональному уровню «джунов» нет. И эйчары, и ресурсные менеджеры четко понимают, что человек после IT-курсов, с опытом работы в другом домене — финансах, страховании, продажах — будет требовать внимания и доучивания.
— Сейчас у выпускников курсов на упавшем рынке обостряется конкуренция со стороны студентов, многие из которых в июне получат диплом, но работают со второго-третьего курса. И кто-то из них с дипломом стартует на позицию «мидла».
— Это нетипичная история. Такие истории есть, но они исключение.
— А не установят ли работодатели простой фильтр для «джунов» — наличие диплома вуза? Так же легче выбирать.
— Не установят. Один из самых острых вопросов, который обсуждается на каждой крупной конференции: нужен диплом или нет? И все отчетливее звучат выводы о том, что нужны знания и компетенции. Ключевая компетенция — скорость адаптации к постоянным изменениям. Ситуация с коронавирусом проявила важность еще одной ключевой компетенции в условиях информационного общества — критического мышления. Засилие фейковых новостей, технологий, виртуозное манипулирование массовым сознанием с помощью различных информационных источников заставляет критически переосмысливать все увиденное и услышанное. Вокруг нас масса информационных иллюзий, но многие принимают их за реальность.
В меня могут полететь стрелы коллег из сферы образования, но, по моей субъективной оценке, система образования в Беларуси неэффективна. Многие вузы просто не успевают за обновлением учебных программ, за рынком. Да и в целом в вузах мало внимания уделяется тому, чтобы научить людей учиться. А этот навык самый важный. Я разделяю мнение экспертов-футурологов, что в будущем человеку придется менять профессию от 4 до 8 раз за жизнь, поэтому ему надо уметь учиться и делать это постоянно.
Может, в университетах и появляются отдельные курсы, как правильно работать с информацией, как ее критически оценивать, как работать с массивами данных, как систематизировать данные, визуализировать их, как презентовать результаты работы. Но я об этом не знаю. В подавляющем большинстве методики обучения устарели.
Для меня диплом о высшем образовании, особенно средний балл за время обучения, — это, скорее, показатель дисциплинированности человека, его ответственности, умения доводить начатое до конца. Условно, если я увижу красный диплом, то сделаю вывод, что человек дисциплинированный, и в ходе интервью задам ему вопросы: «Какую тему дипломной работы ты выбрал? Почему тебе это было интересно? Как ты ее исследовал, на что делал упор? Как работал с источниками информации?»
Для любого работодателя, и не только в IT, когда он рассматривает кандидата с опытом работы в другом домене, намного важнее в резюме будет то, что человек постоянно развивался, повышал квалификацию, прокачивал свои навыки, участвовал в профильных тренингах, мастер-классах, конференциях и так далее, а не то, какой вуз или колледж он окончил 5-10 лет назад.
Так что бизнесы диплом на первое место не поставят. Инвестировать в диплом смысла нет. Инвестировать надо в человека, который готов учиться, меняться, развиваться.
— Иван, не кажется ли вам, что сейчас те, кто шел на курсы и в профессию не очень осознанно, с кратковременным запросом «хочу послезавтра получать как айтишник», откажутся от мысли войти в IT?
— Здесь согласен с Александрой Руфановой: кризис обнажает слабые стороны человека и заставляет его задуматься о своих сильных сторонах. Сейчас во всем требуются большая осознанность, более взвешенный подход. Вход в IT — это игра вдолгую. Здесь нельзя прийти и за полгода сделать головокружительную карьеру. Это история про то, что, войдя в отрасль, ты подписываешь с собой договор о том, что готов в ближайшие как минимум 10 лет учиться, чтобы решить и свои материальные задачи, и вопросы профессиональной самореализации.
Так совпало, что мы запустили рекламную кампанию «Самое время сменить профессию», как только мир начало штормить. И она попала в точку. Уверен, многие поменяют профессию в этом году. Я не говорю, что кризис — время сменить профессию именно в пользу IT. Это время, чтобы критично взглянуть на свои сильные стороны: в чем я могу быть успешен; возможно, сейчас я работаю инженером или психологом, а могу быть более эффективен в другой отрасли. Убежден, что ревью своего профессионального предназначения нужно проводить с определенной периодичностью.
Наталья Хаханова: «Мотивированные слушатели не поддаются панике — ах, рынок труда для „джунов“ падает»
Ввиду того, что сегодня некоторые вынуждено перешли к онлайн-обучению и столкнулись с тем, что их показатели эффективности снизились, Office Life решил дополнительно узнать: а как в IT-Academy оценивают результативность «дистанционки» и ее пользу для слушателей?
Отвечает Наталья Хаханова, начальник отдела по работе с клиентами IT-Academy:
— Проблема снижения эффективности при переходе к онлайн-обучению чаще связана с тем, что многие преподаватели раньше не пробовали работать дистанционно, инструментов подходящих не знают, а сами образовательные центры никакой переделки курсов под «дистанционку» сделать не успели — просто переместили занятия из офлайна в онлайн.
Мы работали дистанционно и раньше, знали, как перевести программу в другой формат, что для этого надо изменить. Инструменты подбирали годами, выбирали самые оптимальные. Вебинаром, например, мы называем все то время, когда преподаватель дает некую информацию группе. Он может прочитать теорию, показать видео и обсудить его, разобрать типичные ошибки в домашнем задании, «расшарить» свой экран и продемонстрировать, как решается задача. Для онлайна мы отобрали преподавателей, у которых получается работать в «дистанционке». И это нормально, что кто-то может работать только «вживую», глядя в глаза студенту, наблюдая за его реакцией, а кто-то в дистанционном формате работает еще более эффективно.
Многие наши слушатели заметили, что для них «дистанционка» — лучший вариант. Во-первых, в аудитории ты порой теряешь время, когда один не понял одно, другой — другое, а ты все понял, но слушаешь, потому что преподаватель должен ответить на все вопросы. В удаленном формате можно задать вопрос вне рамок вебинара, написав в общий чат или в «личку» преподавателю. Во-вторых, у многих материал лучше усваивается после повторного изучения, пересмотра вебинара. В аудитории не всегда впитаешь материал на 100%: что-то не укладывается в голове, не увязывается с тем, что знаешь, что-то отвлекает. «Удаленка» позволяет условно поставить информацию на паузу и пересмотреть материал, переосмыслив его со свежей головой. В-третьих, для работающих людей удаленный формат исключает опоздания, пропущенные занятия и потерю 3-4 часов в неделю на дорогу. При очном обучении, если ты не смог прийти на занятие, это твоя проблема. Ты же, условно говоря, купил не разовое посещение бассейна, а абонемент. В-четвертых, все наши программы заканчиваются подготовкой реального проекта. И порой для этого тебе надо вспомнить все, что было на первом, втором занятиях. В дистанционном формате, имея все материалы под рукой, пробежаться по курсу получается быстрее и качественнее.
Но есть слушатели, которым не подходит дистанционный формат. Чтобы, вернувшись домой после работы, учиться, надо обладать должной самоорганизацией. Кого-то расхолаживает само наличие записи вебинара — я потом, сейчас устал, не хочу... Но для организованных людей он подходит. И, знаете, мотивированные слушатели не поддаются панике — ах, рынок труда для «джунов» падает. Они понимают, что, если сейчас потратят время на обучение, «джуном» станут тогда, когда нужны будут рабочие руки, в том числе без опыта, без требования преференций, готовые на начальном этапе работать не за те деньги, за которые работают люди с 10-летним опытом в IT.
Источник: Ирина Матяс, Office Life.