Обучение
- AI. Работа с нейросетями
- Подготовительные курсы
-
Программирование
- Промышленная разработка программного обеспечения на Java
- Промышленная разработка ПО на ASP.NET
- Разработка игр на Unity
- Курсы создания сайтов и Front-end разработки
- Разработка мобильных приложений под iOS
- Разработка мобильных приложений на Android
- Разработка веб-приложений на PHP
- Разработка веб-приложений на Python
- Разработка на C++
- Разработка игр на С++
- Разработка на Node.js
- Программирование на Go (Golang)
- Реляционные базы данных и SQL
- Веб-разработка на Ruby on Rails
- 1С программирование
- Fullstack
- Наука о данных
- Тестирование ПО
- Центр профессионального развития
- IT Bootcamp
- Гуманитарные и экономические дисциплины в IT
- Управление проектами и продуктами
- Бизнес- и системный анализ
- Веб-дизайн и компьютерная графика
- Системное и сетевое администрирование
- Информационная безопасность
- Маркетинг и продажи
- Английский язык для IT
Обучение
- AI. Работа с нейросетями
- Нейросети: практическое применение
- Искусственный интеллект в управлении командами и процессами
- Программирование
- Промышленная разработка программного обеспечения на Java
- Промышленная разработка ПО на ASP.NET
- Разработка игр на Unity
- Курсы создания сайтов и Front-end разработки
- Разработка мобильных приложений под iOS
- Разработка мобильных приложений на Android
- Разработка веб-приложений на PHP
- Разработка веб-приложений на Python
- Разработка на C++
- Разработка игр на С++
- Разработка на Node.js
- Программирование на Go (Golang)
- Реляционные базы данных и SQL
- Веб-разработка на Ruby on Rails
- 1С программирование
- Тестирование ПО
- Ручное тестирование ПО
- Мобильное тестирование приложений
- Автоматизированное тестирование на Python
- Автоматизированное тестирование на Java
- Автоматизированное тестирование на JavaScript
- Автоматизированное тестирование на C#
- Тестирование безопасности
- Гуманитарные и экономические дисциплины в IT
- Technical writing
- IT HR
- PR в IT
- Управление финансами в IT
- Управление проектами и продуктами
- Project management
- Product management: Основы управления IT-продуктом
186 новых специальностей появится, более полусотни исчезнет
В мире все больше появляется футурологов — людей, которые предсказывают будущее. Нет, они не гадают на кофейной гуще, а, изучая происходящие процессы, делают выводы о процессах предстоящих. Несмотря на то что ученые считают футурологию лженаукой, к высказываниям аналитиков на тему «Что день грядущий нам готовит?» прислушиваются все больше людей. Причем преимущественно молодых, чей мозг очень восприимчив ко всему новому. Так, именно для будущих абитуриентов недавно был издан альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15—20 лет. «Атлас новых профессий» произвел фурор, ведь, помимо 186 специальностей будущего, в нем приводится список из более полусотни исчезающих, в числе их немало и тех, которым, как кажется сегодня, ничто не угрожает. Как учебная отрасль адаптируется к изменениям, какие навыки нужно развивать нынешним школьникам, чтобы в будущем идти в ногу со временем, и что делать тем, чьи профессии в перспективе рискуют уйти в небытие, — об этом корреспондент «Р» поговорила со специалистами.
Наступают времена, когда человек должен будет постоянно «прокачивать» свой мозг новой информацией.
Вызов системе образования
— На рынке труда сейчас происходят колоссальные изменения. В первую очередь это связано с информатизацией, интеллектуализацией всех видов деятельности. Ситуация такая, что не только пропадут многие специальности, которые есть сейчас, но и те, которые, как мы сейчас предполагаем, появятся в ближайшем будущем, также быстро уйдут. А их место займут те, о которых мы даже не догадываемся, — говорит кандидат технических наук, доцент, проректор по учебной работе Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники (БГУИР) Валерий Прытков. — Это серьезный вызов системе образования, причем не только белорусской — во всем мире. Дополнительная сложность в том, что трудно обучать специальности, которая еще не возникла, потому что специалистов, которые могут ей обучить, попросту нет. Эксперты предлагают решать эту задачу через парадигму «образования в течение всей жизни», которая предполагает формирование у выпускников навыков, позволяющих обучаться новым специальностям по мере возникновения потребности, в соответствии с запросами рынка труда. Помогает в решении этой задачи индивидуализация обучения, то есть использование гибких образовательных траекторий, а также максимальное применение современных образовательных технологий, включая смешанное и дистанционное обучение.
В БГУИР отслеживают тенденции в радиоэлектронике, информатике и предлагают абитуриентам новые специальности.
— Из последних, которые у нас открывались, — это «Экономика электронного бизнеса», «Электронный маркетинг» и «Информационные системы и технологии» по двум направлениям — в бизнес-менеджменте и в игровой индустрии, — добавляет Валерий Александрович. — Помимо этого, мы работаем над совершенствованием наших программ в рамках уже существующих специальностей. Появляются новые технологии, нужны новые компетенции от выпускника, поэтому мы ежегодно пересматриваем как перечень дисциплин, которые изучаются по специальности, так и содержание программ самих дисциплин.
Образование в течение всей жизни
Раньше человек получал образование и в дальнейшем по своей профессии трудился практически всю жизнь, потому что в его области деятельности мало что менялось. Однако сейчас в связи с информатизацией даже в традиционно стабильных отраслях все трансформируется довольно быстро.
— Все чаще говорят, что люди будущего должны будут в течение жизни менять до 5—6 профессий. Не места работы по той же специальности, а именно профессии, — уточняет собеседник. — Настолько все будет быстро изменяться и развиваться. Естественно, это непросто. Происходит смена парадигмы: вместо образования на всю жизнь — образование в течение всей жизни.
На рынке труда сейчас очень востребованы IT-специалисты. Выпускников БГУИР, в частности факультета компьютерных систем и сетей, при распределении расхватывают как горячие пирожки. Многие студенты находят работу еще на третьем курсе. Поэтому в вузе стремятся расширять именно IT-направление плюс экспериментируют с разными формами обучения.
— Более 10 лет назад мы начали внедрять в наш учебный процесс дистанционные образовательные технологии. Чем они привлекательны для студентов? Во-первых, многие из тех, кто уже устроился в компанию, хотят работать больше, соответственно, зарабатывать больше, и, естественно, уже не могут с прежней эффективностью совмещать очное обучение с трудовой деятельностью. А дистанционная форма позволит получать образование и при этом вполне успешно работать. Во-вторых, качество белорусского образования известно во многих странах и есть спрос на такую подготовку и со стороны иностранных граждан. Приехать в Беларусь для очного обучения многим накладно, а дистанционная форма позволяет снизить затраты, хотя и требует большей самоорганизации.
В вузе планируют расширять это направление и постепенно вводить смешанную модель обучения, когда отдельные дисциплины студенты смогут изучить дистанционно.
Может, в будущем все образование уйдет в онлайн?
— Думаю, нет, — отвечает Валерий Прытков. — Никто не отменит ценности взаимодействия преподавателя со студентом. Большой объем доступной информации — это еще не есть знание. Роль наставника — помочь студенту сориентироваться в том море информации, которое сейчас доступно, в том числе в интернете. Преподаватель помогает подобрать материалы, правильно их трактовать, сочетать друг с другом, понять, в какой последовательности изучать, на чем сделать акцент. Роль меняется, но взаимодействие остается. Я не вижу полностью автоматизированного университета, без преподавателей. Полагаю, это невозможно.
Я б в айтишники пошел
По итогам вступительной кампании прошлого года первую позицию в топе специальностей по проходным баллам на бюджет поделили «Экономика электронного бизнеса» (факультет международных отношений БГУ) и «Международное право» (инженерно-экономический факультет БГУИР). А вот самые высокие конкурсы на бюджет среди абитуриентов дневной формы обучения были по специальностям «Дизайн (графический)» (11,2 человека на место), «Спортивно-туристская деятельность (менеджмент в туризме)» (7,6 человека на место) и «Информационные системы и технологии» (6,7 человека на место).
Как не прогадать с выбором будущей профессии, чтобы она была востребована спустя 4—5 лет на рынке труда?
— IТ-специалисты уже на данный момент востребованы на порядок выше, чем другие работники в экономике. И такая тенденция сохранится, — утверждает заместитель директора по операционной работе, руководитель практической лаборатории образовательного центра Парка высоких технологий Дарья Антонович. — Если обобщить прогнозы лидеров мнений в области бизнеса и технологий, то можно выделить топ-3 профессий будущего в IТ. Инженер по машинному обучению — это развивающаяся и востребованная специальность. Таких специалистов компании нанимают охотно, поскольку они могут максимально полно реализовать необходимые задачи на базе искусственного интеллекта.
Вторая топовая должность, по мнению Дарьи Антонович, архитектор интернета вещей. Для этой профессии требуются глубокие знания в области сенсорных данных, облачных вычислений, мобильной разработки, анализа бизнес-процессов. И замыкает тройку лидеров DevOps-инженер.
— Эта профессия не столько развивающаяся, сколько уже заслужившая широкую популярность, — добавляет собеседница. — Направление DevOps подразумевает набор методик, которые помогают автоматизировать процессы в IТ-компаниях и соответствующих подразделениях, чтобы разработчики могли быстрее выпускать качественное ПО и обновления к нему.
Прогноз на будущее
Также IT-индустрия будет нуждаться в большом количестве веб-разработчиков, программистов, разработчиков игр, аналитиков в сфере вычислительной техники и аналитиков по информационной безопасности. Велика вероятность появления таких специальностей, как архитектор виртуальной реальности, проектировщик нейроинтерфейсов, дизайнер аватаров и тестировщик новых технологий.
— Сейчас активно развиваются сферы искусственного интеллекта, нейронных сетей, машинного обучения, робототехники, систем автоматизации, виртуальной и дополненной реальности, интернета вещей, блокчейна и финтеха, Big data («большие данные»), 3D-печати, — перечисляет направления Дарья. — На мой взгляд, сегодня будет разумно получить базовые знания, которые позволят развиваться в этих направлениях. Оговорюсь, что в данных сферах в том числе работают привычные нам программисты, тестировщики, бизнес-аналитики, веб-дизайнеры. Их большинство, эти специальности никуда не исчезнут и будут востребованы долгое время. Но нужно быть готовым к тому, что сфера IТ требует постоянного развития независимо от того, какое направление вы выберете.
Таким образом, наступают времена, когда человек должен будет постоянно «прокачивать» свой мозг новой информацией.
— Сегодня меняется принцип получения необходимых для работы в IТ знаний. Раньше считалось, что наиболее правильный подход к обучению — дедуктивный принцип. Сразу мы что-то узнаем, затем понимаем, а потом практикуемся. Сейчас более активно начинает развиваться индуктивный принцип. В данном случае на первом месте стоит практика, которая позволяет получить знания. То есть не нужно бояться решать задачи и учиться на своих ошибках. Таким образом можно получить необходимые знания и стать на ступеньку выше в профессиональном и личностном развитии, — резюмирует специалист.
Меценаты помогают
Однако действительность такова, что все меньше школьников выбирают математику для ЦТ (25 процентов 11-й класс и 16 процентов — 10-й класс). Успеваемость по точным дисциплинам в школе крайне низкая.
— Мы стремимся помочь обществу и государству в воспитании нового поколения востребованных инженеров, изобретателей, новаторов и социально ответственных предпринимателей в сфере высоких технологий, — говорит о цели ассоциации «Образование для будущего» ее директор Александр Хомич. — Мы — некоммерческая молодая организация, которой чуть больше двух лет. Среди наших основателей — IТ-компании плюс неравнодушные бизнесмены, которые хотят, чтобы наше белорусское образование развивалось, чтобы наши дети получали современные знания на международном уровне и, главное, чтобы они оставались в стране. Мы стараемся показать детям в школах, что у нас в Беларуси дают актуальное и довольно неплохое образование.
Ассоциация занимается популяризацией STEM-направления (STEM — это аббревиатура из английских слов «наука, техника, инженерия, математика»).
— На различных тренингах рассказываем детям, чего можно добиться в жизни, изучая эти предметы, и какие профессии в будущем школьники могут выбрать, — продолжает Александр Валентинович.
Помимо этого, ассоциация занимается популяризацией соревновательной робототехники. В этом году Минский открытый роботурнир прошел в седьмой раз и собрал 1600 участников из пяти стран. Причем самому взрослому участнику роботурнира было 60 лет, а самому юному — едва исполнилось шесть.
— А еще мы делаем образование для детей доступным, ведь зачастую в школах малых городов для развития нет ни педагогов, ни оборудования. Для этого открываем так называемые STEM-классы, — рассказывает Александр Хомич. — Это лаборатории на базе школ, где сделан современный ремонт, где есть оборудование, чтобы дети занимались робототехникой, программированием. Плюс мы обучаем учителей, как работать с оборудованием.
Сначала школы для создания таких классов отбирали в ассоциации самостоятельно. Потом решили провести конкурс «Хочу учиться в STEM-классе».
— Мы рассчитывали, что придет 50 заявок от 50 школ. А получили в пять раз больше! — восклицает Александр Валентинович. — В итоге выбрали 10 школ, в которых появятся STEM-классы. В этом году пройдет второй такой конкурс.
Говоря о том, какие навыки и умения нужно развивать школьникам, чтобы в будущем поступить в желанный вуз, директор ассоциации «Образование для будущего» повторяет знаменитый лозунг: «Учиться, учиться и еще раз учиться!».
— Мы живем в мире, где постоянно все меняется. Парадигма того, что ты получил образование в вузе и потом всю жизнь проработал по этой специальности, канула в Лету. Чтобы оставаться в профессии, надо всю жизнь пополнять багаж знаний, повышать квалификацию. И мы доносим эту мысль детям. Сейчас многие хотят быть программистами. Но не у всех для этого есть способности. Зато они обладают другими возможностями. Поэтому мы рассказываем о разных профессиях. Стараемся показать детям как можно больше блюд на столе, — образно выражается Александр Хомич. — Стремимся, чтобы ребенок выбрал занятие по своим вкусам, потому что нет никого хуже человека, который делает нелюбимую работу.
Здесь можно поспорить
Новые профессии появляются почти каждый день, а старые теряют актуальность или же трансформируются во что-то совершенно новое. Согласно российскому «Атласу новых профессий» через 11 лет исчезнут такие специальности, как бухгалтер, библиотекарь, инспектор ДПС, переводчик, шахтер, журналист, юрисконсульт, швея, официант и многие другие. Мы поинтересовались у наших читателей, согласны ли они с прогнозами футурологов.
Профессия чистильщика обуви появилась в XVIII веке. Этот вид сервиса до сих пор развит в странах Латинской Америки, Индии, Афганистане и Пакистане.
Александра ПОПОВА, начальник отдела агитации и пропаганды УГАИ ГУВД Мингорисполкома:
— Пока работа сотрудника Госавтоинспекции не станет полностью автоматизированной, инспектор ДПС будет нести службу по обеспечению дорожной безопасности. Личное участие — залог успешной профилактики.
Виктория ГРИШКЕВИЧ-КОРШУН, адвокат Минской городской коллегии адвокатов:
— Думаю, что профессия юрисконсульта не исчезнет. Возможно, как-то трансформируется. Будут развиваться программы, которых уже сейчас много. Они упрощают деятельность юристов. Например, по заключению договоров. Эти программы содержат шаблоны, и их необходимо заполнить. То есть именно похожая однотипная работа будет возложена на какого-то оператора, который будет просто распечатывать документы, вставляя данные. Но если говорить о более тяжелой юридической и адвокатской деятельности, такой, как защита в судах, составление правовых документов или консультация, например, по законодательству, то тут никакой искусственный интеллект не справится. Потому что к каждому человеку нужен индивидуальный подход. Что касается профессии адвоката, то, я считаю, она не будет каким-либо образом изменена или упразднена. Потому что адвокат — это профессия прошлого, настоящего и будущего.
Наталья ТЫЧКО, выпускница факультета журналистики БГУ:
— Исчез ли театр после появления кинематографа? Нет. А пропали ли бумажные книги после появления электронной библиотеки? Тоже нет. Сейчас журналистика приобретает новые формы: страницы в социальных сетях официальных СМИ, информационные порталы, блоги и т.д. Некоторые формы становятся более популярными, чем традиционные СМИ. Но это не значит, что пресса, радио и телевидение исчезнут вовсе.
Ирина МИХЕЕВА, директор бухгалтерской компании:
— Еще в 1990-х годах профессии бухгалтера пророчили снижение спроса. Это было связано с появлением первых бухгалтерских программ. Внедрение 1С на предприятии предполагало существенное сокращение работников бухгалтерии. Но этого не произошло. К тому же стереотип, что бухгалтер — счетовод, канул в Лету. Теперь бухгалтер — высококвалифицированный специалист, обладающий знаниями в экономике, праве и даже в компьютерных технологиях.
Жизнь идет вперед. В Беларуси внедрили и продолжают внедрять множество новых инструментов и технологий по удаленному обмену информацией между предприятиями и госорганами. Например, знаменитый портал ЭСЧФ (электронных счетов-фактур) привел к тому, что на ряде предприятий увеличился штат бухгалтерии, а в налоговых инспекциях созданы отделы камерального контроля. Поэтому профессия бухгалтера как специалиста со знаниями в различных областях актуальна сегодня и останется востребованной в будущем. А настоящие профессионалы никогда не останутся без дела.
Материал опубликован на sb.by, дата публикации: 20.06.2019.