Обучение
- AI. Работа с нейросетями
- Подготовительные курсы
-
Программирование
- Промышленная разработка программного обеспечения на Java
- Промышленная разработка ПО на ASP.NET
- Разработка игр на Unity
- Курсы создания сайтов и Front-end разработки
- Разработка мобильных приложений под iOS
- Разработка мобильных приложений на Android
- Разработка веб-приложений на PHP
- Разработка веб-приложений на Python
- Разработка на C++
- Разработка игр на С++
- Разработка на Node.js
- Программирование на Go (Golang)
- Реляционные базы данных и SQL
- Веб-разработка на Ruby on Rails
- 1С программирование
- Fullstack
- Наука о данных
- Тестирование ПО
- Центр профессионального развития
- IT Bootcamp
- Гуманитарные и экономические дисциплины в IT
- Управление проектами и продуктами
- Бизнес- и системный анализ
- Веб-дизайн и компьютерная графика
- Системное и сетевое администрирование
- Информационная безопасность
- Маркетинг и продажи
- Английский язык для IT
Обучение
- AI. Работа с нейросетями
- Нейросети: практическое применение
- Искусственный интеллект в управлении командами и процессами
- Программирование
- Промышленная разработка программного обеспечения на Java
- Промышленная разработка ПО на ASP.NET
- Разработка игр на Unity
- Курсы создания сайтов и Front-end разработки
- Разработка мобильных приложений под iOS
- Разработка мобильных приложений на Android
- Разработка веб-приложений на PHP
- Разработка веб-приложений на Python
- Разработка на C++
- Разработка игр на С++
- Разработка на Node.js
- Программирование на Go (Golang)
- Реляционные базы данных и SQL
- Веб-разработка на Ruby on Rails
- 1С программирование
- Тестирование ПО
- Ручное тестирование ПО
- Мобильное тестирование приложений
- Автоматизированное тестирование на Python
- Автоматизированное тестирование на Java
- Автоматизированное тестирование на JavaScript
- Автоматизированное тестирование на C#
- Тестирование безопасности
- Гуманитарные и экономические дисциплины в IT
- Technical writing
- IT HR
- PR в IT
- Управление финансами в IT
- Управление проектами и продуктами
- Project management
- Product management: Основы управления IT-продуктом
«Чтобы войти в IT с нуля, потребуется 5–6 месяцев интенсивной подготовки и полного погружения»
Как войти в IT с нуля, сколько на это понадобится времени и денег, всем ли надо в IT — об этом Office Life рассказал Иван Бодренков, директор Образовательного центра ПВТ, главного организатора конференции Open IT.
Иван Бодренков
Справка Office Life
IT-Academy — образовательный центр Парка высоких технологий (бренд IT-Academy).
Основные цели: помочь слушателям освоить IT-профессию и обеспечивать растущую потребность IT-индустрии в квалифицированных специалистах. Работает по принципу «завершенной подготовки» — от обучения с нуля до помощи в трудоустройстве в IT-компанию.
— Иван, спорят ли между собой вузы и образовательные центры в подготовке специалистов для IT-отрасли?
— Хотя сегодня крупные IT-компании не рассматривают диплом о высшем образовании как показатель профессиональной пригодности, я не разделяю точку зрения о том, что классический университет IT-специалистам не нужен. Но наиболее эффективной система образования становится при активном взаимодействии классической высшей школы и IT-компаний. Проблема в том, что вузы дают хорошую фундаментальную базу, но в актуализации знаний не успевают за рынком. За 5 лет подготовки специалиста технологии, которым его учили, устаревают. Поэтому, когда из вуза приходит запрос в IT-компанию: «Сколько Java-разработчиков вам понадобится через 5 лет», ответа на него нет.
Носителями востребованных знаний, обладающими технической экспертизой, являются в первую очередь компании, которые работают на рынке. Именно рынок определяет те знания, те компетенции, которые актуальны. IT-компании в Беларуси, из которых 90% работают на экспорт, оперативно перестраивают свою работу в зависимости от того, какие задачи им приходится решать, какие компетенции для этого необходимы.
Поэтому обучение в IT-Academy построено на сотрудничестве с ведущими практикующими специалистами. Все наши преподаватели — люди, которые работают на проектах, могут и умеют делиться своим опытом, своими практическими навыками. Когда запускаем новый курс, смотрим, какие компании используют нужную нам технологию, у кого есть техническая экспертиза в нужной нам области. Наша основная цель — дать отрасли качественных специалистов. Понятно, что это будут специалисты junior-уровня с набором навыков, позволяющим им войти в IT. Дальнейший их рост и карьера будут связаны с постоянной работой над собой. Развитие в IT — процесс бесконечный с учетом темпов роста отрасли. В этом прелесть IT, но далеко не все выдерживают такой темп и способны к постоянному развитию. В IT многое зависит от целей, мотивации человека: можно не иметь диплома, но иметь необходимые навыки и компетенции, успешно пройти техническое собеседование и решить кейс, а можно не выдержать собеседование, имея диплом вуза.
IT-компании и сами создают лаборатории, тренинговые центры (в некоторых компаниях они существуют более 10 лет) и готовят специалистов самостоятельно.
— Такие лаборатории рассчитаны только на внутреннее обучение?
— Не совсем, поскольку распространена практика бесплатных стажировок для внешних кандидатов — правда, на условиях жесткого конкурса и отбора. Из 1500–2000 желающих на входе попасть в лабораторию до конца стажировки, получив реальный оффер работодателя, доходят 10–20 человек.
— Коммуникативные навыки принимаются в расчет?
— Как и на любой должности, в любой профессии должен присутствовать баланс между hard skills и soft skills. В IT-индустрии работа в основном ведется в команде, где нужно правильно ставить задачу, понимать ее, решать конфликты, не замыкаться на себе, искать компетенции в команде, что-то делегировать, в чем-то запрашивать помощь.
Мнение, что сегодня профессионалам гораздо важнее понимать принципы подходов к решению задач, нежели технологии, вполне обоснованно. Изучить технологию проще, чем поменять что-то в голове у человека, если у него отсутствует способность к поиску причинно-следственной связи, логическому и пространственному мышлению.
При общении с кандидатом основное, на что обращают внимание работодатели, — это проекты и технологии, с которыми он работал. Не секрет, что компании не хотят брать специалистов уровня junior, но понимают, что на рынке нет достаточного количества опытных специалистов — middle- и senior-уровня. А спрос на услуги IT-компаний, которые базируются в Беларуси, растет, проектов новых много, и отказываться от них нельзя. Нужны рабочие руки, и компании должны смириться с тем, что из университетов и после курсов мидлами и сеньорами не выходят.
Справка Office Life
Open IT — ежегодная (бесплатная) профориентирующая и обучающая конференция для тех, кто хочет войти в IT. Организатор — Образовательный центр ПВТ. В 2019 году пройдет 21 сентября в отеле «Пекин».
— В вашей академии 160 программ по 20 направлениям. Легко на входе в них cориентироваться? Или у вас предусмотрена профориентация для будущих слушателей?
— На входе мы задаем слушателям вопрос о склонностях и увлечениях, но это не дает полного понимания. Если девушка-гуманитарий красиво рисует, это не значит, что из нее получится хороший веб-дизайнер, а тестировщиком она будет неуспешным. Я бы хотел, чтобы у нас появился такой тест, который давал бы с вероятностью 96% ответы: «Вы — тестировщик», «Вы — разработчик», но пока такого нет.
В ближайшее время запустим продукт «Легкий старт в IT» и организуем тренинг, посвященный профориентации. Он позволит лучше прочувствовать, в чем заключается суть работы того или иного специалиста в IT.
Сейчас у нас существуют подготовительные онлайн-курсы — они доступны всем, являются бесплатными, помогают увидеть, что тебе интересно, понятна ли тебе определенная работа, доставляет ли она тебе удовольствие. Первое занятие у нас тоже проходит без оплаты, чтобы человек все еще раз обдумал — встретился с преподавателем, задал вопросы по плану и программе курса, оценил свои ресурсы. Во время самого обучения не все справляются с высокой интенсивностью курса. Я каждую неделю подписываю заявления слушателей с просьбами о предоставлении академического отпуска. Люди приходят в стремлении изменить свою жизнь, но их существующий уклад жизни, работа, семья не всегда позволяют реализовать задуманное в кратчайшие сроки. Идем навстречу человеку, даем паузу, чтобы он осмыслил свои возможности и цели.
— В академию берете всех желающих или проводите вступительные испытания, тестирование?
— Есть тест на уровень знания английского языка, задание на логику, собеседование с преподавателем.
— Сколько времени требуется заниматься на курсах, чтобы войти в IT?
— Если входишь с нуля — 5–6 месяцев интенсивной подготовки и полного погружения в тему, чтобы пройти подготовительный, базовый и профессиональный курс. Именно профессиональный курс необходим для трудоустройства. Человек с определенным запасом знаний и навыков может поступить на базовый курс, а порой по результатам тестирования — и на профессиональный курс, который занимает 2,5–3 месяца. Но «стану за месяц крутым программистом» — это не про нас, за этим — не к нам.
— Каков средний возраст слушателей в академии?
— От 25 до 33 лет. В среднем к нам приходят люди 27–28 лет. И соотношение мужчин и женщин примерно 55 на 45%.
— А самому старшему сколько лет?
— Сотруднику, историю успеха которого мы даже публиковали, который пришел в IT из продаж оборудования, — 44 года. Сейчас мы «держим кулачки» за нашу слушательницу 38 лет, которая после IT-Academy «прокачала» дополнительно английский, прошла несколько собеседований и ведет свой проект в IT-компании.
Каждая ситуация, каждая история — индивидуальна. Мы не можем вести каждого выпускника за ручку, но мы радуемся успехам наших учеников и гордимся, что участвуем в том, что люди меняют свою жизнь к лучшему.
— Позже, ради карьеры, IT-специалисты возвращаются в университеты за дипломами?
— Случаи, которые я знаю, не могут служить репрезентативной выборкой, чтобы говорить об этом как о тенденции.
Есть успешные бездипломники, есть люди, которые возвращаются на университетскую скамью. Для успешной карьеры человеку важна глубина знаний, которую дает высшая школа. Ее основная задача — научить человека учиться. Если ты знаешь, где черпать информацию, как ее структурировать, как анализировать, у тебя есть шансы быть успешным.
Если не умеешь этого делать, твой карьерный путь будет более сложным. В нынешнем году устраиваем конференцию Open IT уже не в два, как в прошлом году, а в четыре потока. Один из потоков и ориентирован на тех, кто уже в IT. С ними 21 сентября мы будем разговаривать о том, что сегодня необходимо, чтобы сделать успешную карьеру.
— А что необходимо?
— Например, навык коммуникации — очень нужен. Мы все — переговорщики. Каждый день мы о чем-то договариваемся — в семье, с коллегами, с продавцом в магазине. Так же и в команде: умеешь договариваться — будешь успешным. В крупных, мультикультурных компаниях, направленных на работу с разными рынками, отдельные образовательные программы посвящены тому, как нивелировать межнациональные различия и создать эффективную среду для работы.
— Вы говорите про коммуникативные навыки, но распространено мнение, что среди разработчиков много интровертов.
— Это заблуждение. Если инженер-разработчик, когда пишет код, анализирует программу, сидит молча, это не означает автоматически, что он не может быть веселым парнем, душой компании после работы.
Многое зависит именно от задач, которые ты решаешь, от твоей позиции в компании. Бизнес-аналитику нужно постоянно коммуницировать с заказчиком и командой разработчиков. Он должен правильно диагностировать ситуацию, определять задачи и сроки их решения. В его работе много аналитики и коммуникаций. У разработчика больше времени занимает работа с кодом и намного меньше — коммуникации с заказчиком.
Вот в теорию поколений я верю и вижу разницу между представителями разных поколений. Понимаю, что людей моего поколения можно переделать, а представителей поколения Z — нет. Они живут по-другому. Они родились в среде с высокой скоростью изменений, и другой среды они не знали. С этим нет смысла бороться, нужно создавать условия, определенную среду для их эффективного развития.
— Иван, ежегодно и вузы, и IT-курсы «выбрасывают» на рынок новых джуниоров. Вы конкурируете между собой в плане вакансий?
— То, что мы и другие компании, которые занимаются образовательными услугами в сфере IT, представляем собой серьезную альтернативу и конкуренцию для системы образования, это так. Мы быстрее, мы более гибкие. Мы разрабатываем образовательные программы вместе с IT-компаниями, идем от рынка.
Наша задача — здесь и сейчас давать отрасли людей, которые могут работать в IT. По итогам текущего года уже трудоустроились более 600 наших выпускников. Ежегодно мы закрываем более 10% кадровой потребности резидентов ПВТ.
Во всех профильных вузах крупными компаниями созданы лаборатории для студентов. Это позволяет компаниям отслеживать талантливых учеников, которые стажируются в этих лабораториях и на 4–5 курсах делать им оффер — это нормальная практика для БГУИРа и БГУ.
— А стоимость обучения — это ведь тоже фактор конкурентоспособности.
— Стоимость обучения с нуля до прохождения профессионального курса составляет примерно 2500–3000 рублей, что, к слову, меньше, чем стоимость одного учебного года в белорусском университете на платной основе. Но у нас с вузами разная аудитория абитуриентов: и по возрасту, и по целям.
— Вы готовите к околоайтишным профессиям?
— Да, обучаем тому, что связано с интернет-продвижением, интернет-маркетингом, поисковой оптимизацией. Есть курсы о продажах в IT и новый курс по контент-маркетингу.
— Служба трудоустройства и развития карьеры академии помогает всем слушателям?
— Мы не кадровое агентство. Мы даем слушателям правильную модель поведения: ты должен вести себя активно, быть участником IT-сообществ, участвовать в их мероприятиях, посещать митапы, правильно составить резюме, следить за рассылкой компаний, развиваться.
В программу трудоустройства мы включаем выпускников, которые получили оценку «7» и выше по 10-балльной системе. Такие ученики получают сертификат, подтверждающий их уровень. По нашей статистике, 81% таких слушателей трудоустраивается в IT. Если брать всех наших выпускников, 30% из них трудоустраиваются в срок от 2 до 6 месяцев после окончания академии на джуниорские позиции.
На скорость трудоустройства влияет выбранная квалификация: Java-разработчиков, .NET-разработчиков, тестировщиков приглашают на работу быстро, дизайнерам требуется время, чтобы собрать портфолио для работодателя. Многое при трудоустройстве зависит и от коммуникативных навыков человека — как ты себя покажешь и продашь. Но это не основное — без знаний продавать будет нечего.
— Можно попасть в IT случайно?
— Попасть можно, но стать успешным случайно в IT нельзя. Либо человек подсаживается на этот «наркотик», где ему все интересно, и развивается и растет, либо нет. Кто-то ограничивает свою карьеру определенным уровнем заработка. Кто-то ставит все более высокую зарплатную планку и достигает ее. На самом деле в IT, когда базовые потребности уже удовлетворены, потребность в самореализации двигает сильнее, чем потребность в деньгах. Для профессионалов в приоритете интересный проект, команда, амбициозность целей. В IT много интересных и идейных людей.
— Но деньги по-прежнему привлекательны для тех, кто ищет путь в IT?
— Конечно, хотя к медианной зарплате люди приходят не сразу, а через 2,5–3 года после старта. А кто-то и не приходит к ней вовсе, потому что у него не получается или он не развивается.
Стремиться в IT, чтобы зарабатывать достойно, — это нормально. Кто бы что ни говорил, но бытие определяет сознание. Когда тебе не надо решать вопросы, как прокормить семью, ты становишься свободнее. В одной из моих любимых книг написано: лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. И я хочу, чтобы все, кто может зарабатывать, зарабатывали много. Мы хотим, чтобы таких людей в нашей стране было больше. В этом основная миссия нашей академии, и мы гордимся своей работой.
— Иван, рассказывают истории про выгорание айтишников.
— Человек, работающий в IT, ничем не отличается от человека, работающего в другой сфере.
Трудоголизм на любой работе грозит выгоранием. Профессиональное выгорание наступает, когда в жизни отсутствует баланс, возникают постоянные овертаймы, смещается рабочий график. Легко поверю, что человек, увлеченный своей идеей, проектом, смещает приоритеты в сторону реализации проекта здесь и сейчас.
Баланс — это вопрос самоорганизации человека. Один из наших преподавателей ведет одновременно три группы (а это 50–60 учеников, 18 часов в неделю, плюс домашняя работа и коммуникации), имеет высокий рейтинг, отличные отзывы по трудоустройству, занимает руководящую должность в крупной компании. При этом он счастливый отец четверых детей и успевает несколько раз в год отдыхать. Качество его жизни очень высокое. Для меня это идеальная картинка, какой может быть жизнь, если в ней есть баланс.
Материал опубликован на officelife.media, дата публикации: 12.09.2019.