Обучение

Сообщение об ошибке

Обучение

Сообщение об ошибке

Для работы в IT не всегда требуется технический бэкграунд

27 января 2020

Только чуть больше трети специалистов в IT занимаются разработкой программного обеспечения, так что найти себя в этой сфере может почти каждый.

«Войти в IT» можно и без технических знаний, но выкладываться нужно будет как на учебе, так и вне занятий, а обучение на курсах будет стоить от 200 до 400 рублей в месяц. Об этом газете «Белорусы и рынок» рассказал директор Образовательного центра программирования и высоких технологий (курсы для взрослых — IT-Academy, для детей — ITeen Academy) Иван БОДРЕНКОВ.


Ежегодно образовательный центр организовывает конференцию для начинающих айтишников Open IT, которая удостоена Всебелорусской молодежной премии в номинации «Событие года — 2019».

— Иван, все чаще можно услышать о всевозможных курсах, образовательных программах для гуманитариев, которые хотели бы работать в IT. Какие специалисты, не связанные с программированием, нужны отрасли? Как на эти запросы реагирует сфера образования, как быстро появляются новые направления, что в тренде?

— Действительно, сегодня в IT востребованы не только программисты. Более того, только 36 % специалистов в данной сфере занимаются разработкой программного обеспечения. Остальные позиции занимают тестировщики, продуктовые и проектные менеджеры, бизнес-аналитики, дизайнеры, маркетологи, HR-специалисты. Именно из-за того, что в индустрии появилось так много специальностей, где не всегда требуется технический бэкграунд, при должном отношении к делу и готовности к постоянному развитию в IT могут быть успешны девять из десяти человек. То есть практически любому под силу заявить о себе в данной сфере. 

Безусловно, на это реагирует и рынок образования. В прошлом году мы запустили целое направление с гуманитарными дисциплинами для IT — сейчас можно пройти обучение на курсах по техническому писательству и контент-маркетингу. В дальнейшем планируем пополнить раздел программами обучения по другим востребованным специальностям. Уже не первый год предлагаем курсы для будущих бизнес-аналитиков, тестировщиков, дизайнеров, маркетологов, то есть по всем ключевым трендовым направлениям. 


— Как часто люди, уже занимающиеся бизнесом, получают дополнительное образование, связанное с IT? Для каких целей?

— Такие случаи сегодня не редкость — все хотят быть на волне и понимать, чем живет мир высоких технологий. Если мы говорим о людях бизнеса, то они приходят на курсы с целью развивать свое дело в сфере IT или хотят применять определенные технологии на предприятии, заинтересованы в запуске стартапа, или хотят лучше контролировать подрядчиков. Часто обучение своих сотрудников в нашем центре оплачивают компании — таким образом они вкладываются в развитие специалистов, чтобы получать выгоду в будущем.

— К каким материальным вложениям стоит быть готовым, желая получить IT-образование в зависимости от потребностей — обучение с нуля, укрепление знаний, получение дополнительных навыков?

— Вы правильно заметили, что все зависит от того, с какого уровня происходит старт. Некоторым достаточно подтянуть знания, другим придется начинать с самых основ и подготовительных курсов. Важно также учитывать продолжительность и объем программы обучения. В целом, судя по опыту нашего центра, нужно ориентироваться на сумму 200—400 рублей за месяц обучения. Средняя продолжительность курса в IT-Academy — два-три месяца. 

— Много ли людей выбирают дистанционное обучение?

— Онлайн-курсы — это тренд по всему миру, поскольку такой формат позволяет экономить время, а заниматься можно в удобное время в любом месте. С другой стороны, дистанционное обу­чение требует очень высокой самодисциплины, ведь слушателю дается много свободы и права выбора. Например, можно посмотреть видео сейчас или через несколько часов, или вообще завтра, поскольку сегодня друзья позвали на встречу. Завтра возникает еще что-то более срочное. Так курс отодвигается на второй план, а потом о нем и вовсе забывают. Далеко не все проходят программу до конца.

В Гарвардском университете, где есть своя онлайн-платформа, как-то провели исследование на эту тему. Получилось, что в среднем только 6 % от числа зарегистрировавшихся на курсы в итоге получают сертификат. Правда, в данном случае речь шла о бесплатных курсах, на которые многие записывались для того, чтобы посмотреть, что это вообще такое.

Зная обо всех этих проблемах, в прошлом году, когда мы активно начали продвигать онлайн-­обучение, выбрали четкую стратегию. Во-первых, на связи со слушателями на любом из дистанционных курсов всегда находится тренер. Он проверяет домашние задания, дает фидбэк, проводит онлайн-консультации, отвечает на все возникающие вопросы. Во-вторых, полная программа курса выдается не полностью, а постепенно, чтобы слушатель переходил от одного этапа к другому по мере получения новых знаний и не перескакивал хаотично с одной темы на другую. В-третьих, по итогам обучения выставляется оценка. Если получил 7 и выше, то выдается сертификат. К тому же после курса у слушателя остаются записи занятий, презентации, различные материалы, к которым можно вернуться в нужный момент. Такой подход позволяет поддерживать интерес к онлайн-формату: в прошлом году мы получили 1188 заявок на дистанционное обучение. 

— Почему хорошее бесплатное образование — иллюзия?

— Я уже приводил пример с Гарвардом: если бесплатно, то ради интереса. Многие не относятся серьезно к курсам, за которые они не заплатили. Мы иногда проводим розыгрыши на бесплатное обучение, и далеко не все победители, которые выигрывают курсы, проходят программу до конца. Как правило, необходимо хотя бы минимальное вложение слушателя со своей стороны, иначе при первых же трудностях он предпочитает бросить обучение. В некоторых моментах плата за курсы играет роль сдерживающего фактора и мотивирует довести дело до завершения. 

В случае с платными курсами больше ответственности требуется и со стороны организаторов: нужно предоставить структурированную грамотную программу, которую важно обновлять и дополнять, опытного тренера, хорошую материально-техническую базу. Важную роль играют показатели эффективности, ведь если после каких-то курсов никто не может найти работу, то кто за них будет платить?
То есть организаторы тоже будут заинтересованы в вашем результате, поскольку им нужно работать дальше, а репутация важна. При этом следует понимать: даже если вы заплатите за курсы, учиться придется самому, и очень много. особенно, если речь идет о смене профессии. Рассчитывайте свои силы: нужно будет выкладываться не только в аудитории, но и дома, выполняя задания и поглощая большой объем информации самостоятельно. 

— Реально ли гуманитарию переквалифицироваться в программиста, а не просто получить работу в сфере IT? Какой путь придется пройти? 

— Не буду никого вводить в заблуждение и говорить, что все просто, и даже если вы не любите точные науки, то все равно легко сможете стать программистом. Нет, такого не бывает. При выборе профессии учитывайте свои интересы. Через силу «войти в IT», может, и получится, но прогрессировать вряд ли удастся. В этой сфере нужно постоянно учиться, узнаватьинтересоваться технологиями. Повторюсь, чтобы работать в IT, не обязательно быть программистом. Если вы идете против себя и записываетесь на курсы по разработке программного обеспечения в погоне, например, за высокой зарплатой, то, может, стоит посмотреть в другую сторону? Тестирование, бизнес-анализ, дизайн, маркетинг, продажи — вариантов много. Крутым специалистам в данных сферах платят не меньше, а порой даже больше, чем разработчикам.

Вообще, если говорить о входе в IT с нуля, то рассчитывайте на то, что потребуется минимум полгода интенсивной подготовки и полного погружения в тему. За это время нужно будет пройти не один курс — начать с подготовительного и завершить профессиональным, который позволит претендовать на позицию junior. У нас были случаи, когда гуманитарии переквалифицировались в программистов, и сегодня они успешно работают в сфере создания сайтов, мобильной разработки. Так что многое зависит и от мотивации самого человека: если есть сильное желание, то будет и результат.

— Какие советы вы дали бы тем, кто хочет «войти в IT»?

— Прислушивайтесь к себе: действительно ли IT та сфера, в которой я хочу развиваться? Грамотно подходите к выбору профессии и варианта обучения. Не стоит вестись на громкие обещания некоторых центров за месяц обучить вас с нуля до профессионального уровня. И учите английский язык — сегодня на старте IT-специалисту необходим минимум уверенный Pre-Intermediate, а во многих компаниях требуется уровень намного выше.

— Какие пробелы остаются в белорусском IT-образо­вании?

— Главная проблема в сфере IT-образования — это то, что вузы не успевают за рынком в плане актуализации программ обучения. Технологии, которым студента учили на протяжении четырех-пяти лет, попросту устаревают. IT — очень динамичная сфера, здесь всем нужно уметь оперативно перестраивать работу в зависимости от того, что сегодня нужно рынку. Вероятно, эта проблема отчасти будет решена путем открытия IT-вуза, идея создания которого сейчас активно обсуждается. Но в целом и этот вариант будет больше подходить для вчерашних школьников, которые готовы потратить пять лет на фундаментальное образование.

К нам же сегодня приходят учиться люди в основном в возрасте от 25 до 33 лет. Да и IT-курсы более подходят в плане гибкости. Например, обучение в IT-Academy построено на сотрудничестве с ведущими специалистами, экспертами-практиками из различных IT-компаний, то есть мы обучаем востребованным технологиям и выпускаем именно тех специалистов, которые нужны рынку, зачастую по запросу конкретной компании, где уже ждут наших выпускников. Это позволяет не просто «выдавать путевки» в IT, но и держать высокий показатель трудоустройства — только за прошлый год мы помогли найти работу 1009 выпускникам.

Материал опубликован на belmarket.by, дата публикации: 27.01.2020.




Полная, частичная перепечатка или любое иное использование материалов с сайта IT-Academy разрешается только с указанием активной гиперссылки, ведущей на первоисточник (точный адрес страницы на www.it-academy.by).