Обучение
- AI. Работа с нейросетями
- Подготовительные курсы
-
Программирование
- Промышленная разработка программного обеспечения на Java
- Промышленная разработка ПО на ASP.NET
- Разработка игр на Unity
- Курсы создания сайтов и Front-end разработки
- Разработка мобильных приложений под iOS
- Разработка мобильных приложений на Android
- Разработка веб-приложений на PHP
- Разработка веб-приложений на Python
- Разработка на C++
- Разработка игр на С++
- Разработка на Node.js
- Программирование на Go (Golang)
- Реляционные базы данных и SQL
- Веб-разработка на Ruby on Rails
- 1С программирование
- Fullstack
- Наука о данных
- Тестирование ПО
- Центр профессионального развития
- IT Bootcamp
- Гуманитарные и экономические дисциплины в IT
- Управление проектами и продуктами
- Бизнес- и системный анализ
- Веб-дизайн и компьютерная графика
- Системное и сетевое администрирование
- Информационная безопасность
- Маркетинг и продажи
- Английский язык для IT
Обучение
- AI. Работа с нейросетями
- Нейросети: практическое применение
- Искусственный интеллект в управлении командами и процессами
- Программирование
- Промышленная разработка программного обеспечения на Java
- Промышленная разработка ПО на ASP.NET
- Разработка игр на Unity
- Курсы создания сайтов и Front-end разработки
- Разработка мобильных приложений под iOS
- Разработка мобильных приложений на Android
- Разработка веб-приложений на PHP
- Разработка веб-приложений на Python
- Разработка на C++
- Разработка игр на С++
- Разработка на Node.js
- Программирование на Go (Golang)
- Реляционные базы данных и SQL
- Веб-разработка на Ruby on Rails
- 1С программирование
- Тестирование ПО
- Ручное тестирование ПО
- Мобильное тестирование приложений
- Автоматизированное тестирование на Python
- Автоматизированное тестирование на Java
- Автоматизированное тестирование на JavaScript
- Автоматизированное тестирование на C#
- Тестирование безопасности
- Гуманитарные и экономические дисциплины в IT
- Technical writing
- IT HR
- PR в IT
- Управление финансами в IT
- Управление проектами и продуктами
- Project management
- Product management: Основы управления IT-продуктом
«Кризис 30 лет приходит к каждому человеку»
Мы встретились с психологом-профориентатором Анной Исаенко, чтобы узнать, как выбрать профессию мечты, что делать, если все надоело, и почему профессионального выгорания не существует. С Анной, кстати, можно познакомиться и вживую: 21 сентября она выступит на бесплатной конференции Open IT, где будут рассказывать, как стать айтишником.
Откуда вообще появились психологи-профориентаторы?
– Еще лет сто назад люди просто не задумывались о том, кем они хотят стать. Родился крестьянином? О дипломатической карьере не стоит и мечтать. Революция 1917 года сняла ограничения по национальному и сословному признаку, и мы впервые начали сами выбирать свой путь.
Конечно, какие-то ограничения оставались. Скажем, в тяжелые 60–70-е годы люди выбирали профессию не по душе, а так, чтобы содержать себя и семью.
Сейчас же возможность стать известным и получать достойную оплату есть у каждого, кто готов полностью отдаваться делу и вкалывать. Талантливый учитель будет зарабатывать, поскольку хороший репетитор всегда востребован, а у опытного врача постоянно будет огромная клиентура.
Кому нужна консультация по профориентации
Обычно с профориентацией у нас ассоциируются школьные тесты и мучительные попытки выбрать, куда поступать и кем быть, но, как рассказывает Анна, сегодня этот вопрос актуален не только для подростков.
Часть ее клиентов – люди тридцати лет. Одни уже достигли финансового благополучия и хотят наконец работать для души, другие (часто – матери, много лет пробывшие в декрете) хотят найти новое направление для развития.
Немногочисленная, но перспективная группа людей, которым нужна помощь профориентаторов, – люди предпенсионного возраста:
– Благодаря современной медицине люди в 50 лет намного здоровее своих родителей в этом же возрасте. Они хорошо выглядят, они еще здоровы, у них много сил, и они готовы работать. Пока таких запросов очень мало, ко мне приходило буквально пять-семь человек старше 55, и я очень горжусь работой с каждым из них.
А самая неожиданная группа – дети-отличники. Они знают всю школьную программу, но не знают самого важного: где, в какой профессии они будут применять эти знания.
Если ребенок учится на 9-10 баллов, то я ему сочувствую. Он слишком много времени уделяет академическим предметам, у него нет ни минуты для самого себя. В результате он вообще не понимает, что нравится именно ему.
Он хорошо знает, чего от него хотят родители и учителя, и совсем не привык прислушиваться к тому, чего хочет он сам. Я помогаю ему осознать те смутные мечты, с которыми ребенок засыпает, помогаю найти себя.
Можно ли ориентироваться только на результаты теста в интернете?
– Тесты могут помочь выявить сильные стороны, способности, характер. Но нужно понимать, что они не дают точных результатов – тем более учитывая то, как сильно многие любят немного приукрасить действительность и подать себя несколько иным человеком. Сама магия происходит именно в разговоре с психологом.
– Учитывают ли профориентологи современные профессии?
– Да. Но многие из «профессий будущего» на самом-то деле существуют уже давно, а сейчас им просто придумывают новые названия:
В «Атласе новых профессий», например, есть проектировщик образовательных траекторий. Но, пардон, это же я сегодня! Или нейрофитнес-тренер – что за зверь такой? По сути, это коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, и такая работа ведется уже сегодня.
Проблема в том, что на такие специальности пока не учат в вузах. Система образования не успевает за стремительно развивающимся миром, и моя задача – предложить подростку несколько разных вариантов как классического образования, так и дополнительных курсов, тренингов.
Что делать, если никак не можешь выбрать работу мечты: хочется и ракеты строить, и книги писать?
Анна уверена, что противоречия тут на самом деле нет:
– Самые прорывные и интересные проекты рождаются как раз на стыке абсолютно противоположных профессий. Так было всегда: Булгакову медицинское образование не помешало стать гениальным писателем.
А в будущем, например, нам понадобятся специалисты по 3D-печати органов, которые будут совмещать в себе профессии и программиста, и медика.
О кризисе 30 лет: «Просто мечтать о чем-то мало»
– Такой кризис приходит к каждому «неодноклеточному» человеку. Почему? Он на своей жизненной вершине, на пике красоты, физической формы, профессиональных умений – но все еще не стал тем, кем мечтал быть в детстве. И подсознание дает человеку об этом знать смутными тревогами, ощущением неудовлетворенности жизнью.
Я всегда предупреждаю детей с высоким интеллектуальным потенциалом, что если они не будут следовать своему призванию, то потом это не даст им спать по ночам. Просто мечтать о чем-то мало. Нужно трудиться до седьмого пота, добиваться, стремиться.
Что делать, если тебе нравится твоя работа, но ты от нее устал?
Это сигнал к тому, чтобы развиваться дальше:
– Я считаю, что никакого профессионального выгорания не существует. Есть живая личность, которой постоянно требуется развитие, прогресс. Как только мы засиживаемся на одном месте, мы начинаем впадать в какие-то невротические состояния, которые принимаем за выгорание.
Человек должен понимать, что помимо обязанностей перед страной, семьей, работодателем у него есть обязанности перед собой: мы должны заботиться о своем психическом здоровье. Если из жизни ушла радость, если работа перестала приносить удовольствие, то нужно подумать, как и куда можно развиваться, попробовать получить дополнительное образование.
– Как это сделать?
– Вначале надо найти новую мотивацию, ответы на вопросы: что я хочу делать дальше, чего хочу достичь? На этом этапе полезно на время отойти как можно дальше от привычной деятельности. Можно побездельничать, съездить в отпуск, просто выйти в новое окружение и встречаться с новыми людьми, делать то, чего никогда не делал. Зона поиска мотивации должна быть как можно более широкой.
И тогда появится вероятность встречи с кем-то или с чем-то, что тебя замотивирует. Гарантий нет. Но «ищущий да обрящет».
Как определиться с тем, чего ты хочешь, если тебе уже 30, но возможности просто пробовать все подряд нет?
– Именно для помощи таким людям существуют психологи-профориентологи и карьерные коучи. Один профессионал может помочь другому. И это нормальная практика в развитых странах.
А еще можно просто попробовать поменять сферу – и «уйти в IT»
– На плечах человека взрослого, человека за тридцать, как правило, лежит ответственность за материальное благополучие семьи. Свободы маневра меньше, чем у подростка. Именно поэтому он смотрит в сторону тех профессий, где заработная плата превышает среднюю. Сегодня это IT.
Сейчас доступно большое количество центров обучения для взрослых, где можно в кратчайшие сроки овладеть новой IT-профессией. Те центры, которые ставят качество во главу угла, уделяют внимание профориентации своих студентов.
Так, вместе со специалистами IT Academy мы разработали специальные экспресс-методики, помогающие взрослым людям в кратчайшие сроки определиться со своим новым профессиональным выбором: бизнес-анализ, программирование, тестирование ПО, дизайн или маркетинг в сфере IT.
Предыдущий опыт поможет, но нужно быть готовым к трудностям
– Предыдущий бэкграунд всегда очень важен. Если врач выбирает IT – этому нет цены! Уже сейчас хирурги проводят операции дистанционно, работая в паре с программистами. Учителя становятся отличными тренерами и менторами, психологи – менеджерами по персоналу.
Когда решаешь резко поменять компетенцию, стоит быть готовым к трудностям и неудачам. И тут важно уметь извлечь выгоду даже из такого опыта: не сваливать ни на кого ответственность и не опускать руки.
Если ты нашел дело, которое тебя вдохновляет, то с большей вероятностью преодолеешь все трудности, которые встанут на пути. Это как научиться кататься на скейте. Вначале неудачи и ссадины, а потом восторг от свободного и красивого движения.
Большинство проблем, которые встают перед тридцатилетними людьми, проще предотвратить, чем пытаться решать тогда, когда сил ходить на работу уже нет. Этот вопрос особенно актуален для родителей: именно они могут помочь своим детям определиться с планами на будущее.
А как помочь своему ребенку? Что делать, например, если он не поступил в вуз?
– В Европе популярно понятие gap year: окончив школу, подростки пробуют себя в волонтерстве, работают помощниками режиссеров, санитарами, ассистентами археологов. Это позволяет приобрести личный чувственный опыт в профессии и помогает сделать осознанный выбор.
Путешествовать, пробовать новую еду, общаться с людьми из других культур, сшить платье, постоять за станком в столярной мастерской – чем больше человек попробует, тем легче ему будет определиться в будущем.
Но сильно затягивать с выбором не стоит: лучше определиться в детстве
– Детство и подростковый возраст как раз даны человеку для того, чтобы изучать все новое. Чем больше ребенок попробует себя, тем больше навыков у него будет в дальнейшем.
Но Анна подчеркивает, что просто загрузить ребенка десятком кружков в надежде на то, что это сработает, не стоит. Важнее дать возможность самому выбрать пусть один, но желанный и интересный кружок – это и будет проявлением его зарождающегося «Я».
Когда стоит начать работать? Как можно раньше
Родителям полезно порой отказывать детям в удовлетворении их «хотелок» и предлагать компромисс. Давать, например, лишь часть суммы на новый телефон, а все остальное предложить заработать самому. С этим, правда, в Беларуси есть проблемы:
– У нас в стране очень узкий спектр работ, доступных для подростков до 18 лет. Ради мечты дети готовы быть официантами, чернорабочими, делать что угодно, но им часто отказывают. Трудовой кодекс предусматривает возможность трудоустройства подростков, но кадровики слишком сильно боятся проверок и перестраховываются, отказывая несовершеннолетним.
У редкого ребенка нет своей мечты, и он должен иметь возможность поработать ради осуществления этой мечты. Даже если вклад подростка будет лишь 5% от нужной суммы! Это и есть истинный личностный рост и взросление, становление.
Материал опубликован на citydog.by, дата публикации: 10.09.2019.